«НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ, КАК ЕСЛИ КТО ПОЛОЖИТ ЖИЗНЬ ЗА ДРУГИ СВОЯ…»
В годы Великой Отечественной войны православное духовенство ценой многих жизней засвидетельствовало свою любовь к ближнему, сыновнюю преданность Церкви и Отечеству. Вместе со всем народом священники и их семьи мужественно переносили тяготы военного лихолетья.
В числе угнанных на принудительный труд в Германию были семьи двух священников – уроженцев Лунинца, судьбы которых тесно переплелись с Пинском.
Настоятель Поречской церкви Логишинского района протоиерей Аркадий Стрелковский (1901-1975) в июле 1944-го перевозил на подводе семью в Пинск. По дороге были задержаны немцами. Так оказались в городе Нойдам, работали на деревообрабатывающей фабрике фирмы Гельмгольца. 31 января 1945-го «остарбайтеров» освободила Красная Армия. Здесь был организован первый прифронтовой госпиталь, где стали работать бывшие узники. Дети крутили бинты, матушка помогала санитаркам. Священник обмывал, одевал и отпевал покойников. Фронт шел вперед, за ним продвигался и госпиталь.
27 апреля 1945-го матушку и детей отпустили домой. Священника арестовали. Он отбыл 6-летний срок спецпоселения в Коми АССР. Был освобожден лишь в 1953-м. Долго не разрешали служить в приграничной области. Только в 1965-м был назначен в Свято-Покровскую церковь д. Березовичи на Пинщине, а через год – в д. Ополь Ивановского района, где и завершил земной путь.
Матушка Зинаида на всех приходах, где был муж, руководила хорами. С 1945 по 1953 гг. пела в соборном хоре Пинска и руководила им, с 1956-го была псаломщиком-регентом в Свято-Троицкой церкви г. Ореховска Оршанского благочиния. В 1965-м вернувшись в Пинск, вновь пела в Свято-Варваринской церкви-соборе, являлась регентом хора. В 1984-м награждена орденом Святого Равноапостольного князя Владимира III степени.
Дочь достойной четы – ветеран труда органов здравоохранения Людмила Аркадьевна Зеленевская проживает в Пинске.
Настоятель Свято-Ильинского храма с. Теребежов Столинского района иерей Александр Лопатко (1904-1979) принял приход, где ранее духовным пастырем был его тесть Виссарион Рубанович – отец матушки Ларисы (1906-1982). В 1944-м, с началом освобождения Беларуси, оккупанты приказали жителям эвакуироваться и сожгли село... Семья священника вернулась в дом его родителей в Лунинец. Именно отсюда 8 июля 1944-го немцы принудительно вывезли сотни горожан в Германию. В городе Зуль округа Эрфурт земли Тюрингия родители и старшие дети работали на заводе. В апреле 1945-го были освобождены американскими союзниками. Как ни уговаривали переезжать за океан, семья была непреклонной – только на Родину.
Старая церковь сгорела, и ее восстановление в атеистическое время было невозможным. Благодаря знакомому архиерею, о. Александр получил назначение в храм Михаила Архангела г. Новокузнецк (Россия). Старшие дети учились в Белоруссии, с родителями жила младшая дочь. На склоне лет у нее в Бийске они и нашли последний приют…
Старшая дочь, Нина Александровна Скребец, была учителем математики Лыщанской СШ Пинского района. Потеряв мужа, в 1980-е вернулась в Лунинец…
Жертвы фашизма
Священники – патриоты своей земли – становились в ряды Сопротивления, противостояли насилию оккупантов над мирным населением и мужественно оканчивали земной путь мучениками.
За участие в подпольном партизанском движении в 1943-м фашисты расстреляли бостынскую матушку – 30-летнюю Любовь Даниловну Вечорко…
20-летним связал свою жизнь с Полесскими железными дорогами «потомственный почетный гражданин» Пинского уезда Минской губернии Виталий Васильевич Вечорко (1887-1956). С установлением Польши, когда православным служащим предлагали переходить в католичество или увольняли, не предал веру отцов. Женился на учительнице из Столина и был рукоположен во священника. Получив назначение, стал настоятелем Свято-Параскевинского храма с. Бостынь.
Время испытаний поставило перед выбором и семью священника. Патриоты родной земли не остались в стороне от освободительного движения – выполняли задания партизанского командования. Но что-то насторожило немцев. Установив наблюдение за домом бостынского священника, летом 1943 года матушку и ее 18-летнюю дочь арестовали.
Некоторое время они находились в Лунинецкой тюрьме. Отсюда водили на допросы в СД. Выдержали все мучения: заключенных били, прижигали тело сигаретами, а, чтобы окружающие не слышали крики несчастных людей, в здании играли на губной гармошке или пианино…
Немецкие солдаты, носившие на пряжках ремней надпись «С нами Бог», хотели сохранить видимость приличия в отношении духовного лица. Очевидно, надеялись: убьем жену и дочь, он сам умрет… Бостынскую матушку Любовь Даниловну Вечорко расстреляли в сентябре 1943 года. Могилой для нее, как и тысяч других жертв фашизма, стал Курган Бессмертия, возведенный в 1967-м…
Священник о. Виталий Вечерко похоронен на погосте Лунинецкой Свято-Крестовоздвиженской церкви. Их дочь окончила курсы медсестер и работала в Лунинецкой центральной районной больнице. В апреле узнику фашизма и ветерану Великой Отечественной Ирине Витальевне Вечорко исполнится 90 лет.
Настоятель Свято-Покровского храма д. Мокрово Епифаний Волощук (12.05.1909-май 1944) замучен фашистами…
Уроженец Хмельницкой области Украины, учился в Кременецкой духовной семинарии, затем стал студентом факультета православного богословия Варшавского университета, закончив его с научной степенью “магистр”. Женившись на дочери священника Кара-Иванского, был рукоположен в сан диакона, затем – священника. В Свято-Покровский храм с. Мокрово был назначен в мае 1938 года.
С установлением немецко-фашистской оккупации о. Епифаний, хорошо владевший немецким языком, неоднократно выступал в защиту своих прихожан, которых преследовали сторонники “нового порядка”. По воспоминаниям местных жителей, священник содействовал и партизанскому движению.
“16 апреля 1944 года в начале Пасхальной заутрени в храме звонили во все колокола. Гитлеровцы ворвались в церковь, схватили настоятеля... В лагере о. Епифания подвергли изнурительным допросам и пыткам… Умер от внутреннего кровоизлияния, вероятно, в начале мая 1944-го. В последний путь его провожали многочисленные прихожане, церковный хор, отпевали священник и диакон, что запечатлено на фотографии”.
Возле Свято-Георгиевской церкви д. Синкевичи, где находится общее для деревень сельсовета кладбище, и похоронен о. Епифаний Волощук. В мае 2013-го о замученном священнике снят фильм программой “Иснасть” телеканала БТ-1. В мае 2014-го на могиле поставлен памятник, при освящении которого молились представители духовенства ряда благочиний не только Пинской епархии...
Борцы с фашизмом
Об участии в партизанском движении будущего архимандрита Никандра (ок. 1876- ок. 1971) свидетельствуют военные награды…
Николай Николаевич Николаев – уроженец или житель Санкт-Петербурга. Во время Первой мировой войны служил в армии военным фельдшером. Оказавшись на Полесье, здесь с женой и остался после событий 1921 года. Осел в Ольшанах, работал фельдшером. Вероятно, в годы Великой Отечественной войны был рукоположен во священника. На фотографии этого периода отображены о. Николай Николаев (настоятель церкви с. Ольшаны) и о. Николай Яновский (настоятель церкви с. Оздамичи), матушки Евгения Максимовна Яновская (ур. Шалецкая) и Николаева (ур. Белавина), пятый – неизвестный.
Во время оккупации о. Николай Николаев был связан с отрядом «лесных мстителей», оказывал содействие партизанам как медпрепаратами, так и практической помощью. Подтверждением этому служат награды, с которыми изображен на одном из снимков.
По годам супруга о. Николая Николаева была значительно старше мужа. Когда завершился ее земной путь, ольшанский батюшка в Псково-Печерской Обители «принял постриг 24 марта 1951 года». Вскоре получил новое назначение. «Настоятель Спас-Загорской церкви М.-Ярославецк. района. Калужская епархия. Московская Патриархия» – такая печать стоит на обороте снимка с подписью: «+ На молитвенную память… отъ Настоятеля Спасо-Преображенской церкви села Спас Загорья Игумена Никандра (Николаева). 20 ноября 1954. с. Спас-Загорье».
На снимке, о котором упоминалось выше, изображен на фоне дома из круглого дерева в светлой рясе и черном клобуке, с посохом в руке, с двумя крестами, с наградами, судя по всему, светскими. На обороте – подпись: «+ На молитвенную память… от Архимандрита Никандра 88 лет. с. Спас-Загорье, 1964 г.».
Есть сведения, что умер в возрасте 95-ти лет…
В Свято-Борисо-Глебской церкви д. Лунин служил участник партизанского движения о. Александр Плешко.
В 1991 году в Пермском издательстве вышла книга «Тропы ведут к дороге» Сергея Балахонова. Она посвящена боевой деятельности партизанского отряда «За Родину» бригады имени Кирова Пинского соединения, командир которого после войны жил в Перми. Среди героев книги – бывший настоятель храма д. Лунин Александр Иосифович Плешко. Двое его сыновей стали партизанами. Когда оккупанты стали угрожать батюшке расстрелом, он вместе с матушкой ушел в лес. Как вспоминал священник, «немцы объявили за мою голову награду в несколько тысяч марок. Да не польстился никто на нее. Я же получил от государства медаль «Партизану Отечественной войны» І степени... Награждены и оба сына. После освобождения я до 1962 года , пока позволяло здороьве, служил в церкви, правил требы. Теперь – по дому обряжаюсь, помогая матушке. Приберет Бог – с чистой совестью предстану перед ним».
Ветеран Великой Отечественной войны о. Герасим Прокопчук служил в Свято-Никольской церкви д. Кожан-Городок.
Герасим Степанович Прокопчук (1923-1996) – уроженец д. Дубой Столинского района. С началом Великой Отечественной участвовал в партизанском движении. В июле 1944-го был призван в Красную Армию. Дошел до Берлина. Медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», многочисленные юбилейные чтил так же, как и церковные знаки отличия.
Получив многочисленные ранения, контузии, после Победы еще два года лечился в госпиталях. По состоянию здоровья не мог заниматься крестьянским трудом. Прислуживал при храме, был псаломщиком, дьяконом. Затем поступил в Ленинградскую духовную семинарию, заочно закончил ее в 1963 году.
Священник служил в храмах в деревнях Мокрово, Стахово, Большие Чучевичи, 4 года – в Бресте, но дольше всего – более 30 лет – в Кожан-Городке. В годы, когда власти вели борьбу с религией, церковь в древнем местечке не была закрыта, только благодаря авторитету о. Герасима. Он постоянно перечислял деньги в Советский фонд мира. За миротворческую деятельность о. Герасима наградили серебряной медалью СФМ, вручили часы в честь 30-летия создания организации, постоянно поздравляли с Днем Победы 9 мая.
В 1988 году отмечалось тысячелетие крещения Руси. На торжества в Москву пригласили и о. Герасима, где наш земляк был в числе семи представителей Беларуси...