Сорок Мучеников Севастийских
{jcomments on}22 марта Православная Церковь отмечает память сорока Севастийских мучеников — воинов-христиан из города Севастии, которые приняли мученическую смерть за веру во Христа.
В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое там значительно распространилось. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.
В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников служил Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые выходили победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».
Для того чтобы разобраться в деле, был послан знатный сановник Лисий: уговоры сменились угрозами. Отступникам озвучен приговор - «побить камнями». Но камни летели мимо; камень, брошенный Лисием, поразил Агриколая прямо в лицо .В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.
Зима для Севастии была холодная, стоял сильный мороз. Пленникам приказали раздеться, и следовать из города к замерзшему озеру, где их оставили под стражей на льду на всю ночь. На берегу была устроена баня, для пущей насмешки над страданиями упорствующих безумцев.
В первом часу ночи, когда холод стал еще страшнее, тела мучеников обледенели, один из сорока сломался и побежал в баню. Но тело несчастного не справилось с желанным теплом – он умер, как только переступил порог источника «губительного тепла». Святитель Василий Великий восклицает о нем: «Жалкое зрелище для праведных! Воин-беглец, первый из храбрых - пленник, овца Христова - добыча зверей. Но еще более было жалко, что он вечной жизни не достиг, и не насладился настоящею; потому что плоть тот час у него рассыпалась от действия на нее теплоты».
В третьем часу ночи неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. В это время сторожившие мучеников спали, кроме одного темничного сторожа Аглаия. Его не оставляли мысли о случившемся: отделившийся от мучеников погиб, а те остаются живы. Вдруг он увидел свет, исходивших от страдальцев, и 39 венцов над их головами. Их не сорок… так ведь один уклонился… и теперь не достает полноты.
Немедленно разбудил он спавших стражников, сбросил с себя одежду и на глазах у всех побежал в озеро, восклицая: «И я христианин! Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого и эти веруют!» И число их было восполнено.
Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле.Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Она не пролила слезы малодушия, не произнесла ничего низкого и недостойного по времени; но говорит: «Иди, сын, в добрый путь со сверстниками и с товарищами; не отставай от сего лика; не позже других явись ко Владыке», - так представляет это событие Василий Великий.
Тела святых были сожжены на костре. По преданию, кости святых мучеников после костра остались невредимы, их выбросили в реку, опасаясь почитания святых мощей. По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и тех местах в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.
Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.
Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.