Полесский свадебный обряд: от древности – к современности
Полесская свадьба – один из самых ярких и древних обрядов белорусского крестьянства. В торжестве участвовала вся деревня – от мала до велика. Свадьба пела и плясала всю неделю, начиная с субботы.
Именно в этот день юношам было принято свататься. Впрочем, и даже в этом ритуале были особенности. Сватовство происходило под покровом ночи, чтобы в случае отказа, данную попытку жениха можно было сохранить втайне. А если юноша получал согласие, то в белорусских деревнях начиналась подготовка к большому празднику.
Первый этап – так называемые «Перапыты». Перед свадьбой, еще до сватовства, мать и крестная мать жениха отправлялись к невесте и переспрашивали, согласна ли та стать женой данного юноши. Обе женщины несли выпеченный ими хлеб. После получения согласия на брак, семьи обменивались хлебами. По деревне разносили радостную весть: «хлеб обменяли». Такой обычай, кстати, бытовал в Верхнем Теребежове Столинского района.
Во время подготовки к свадьбе, когда Полесье было глухим и бедным краем, жених приходил в гости к своей избраннице, неся через плечо для всей семьи девушки лапти (их называли постолы). Он бросал их на середину дома и спрашивал: «Нравятся постоленьки?». Если девушка была согласна выйти за юношу, она отвечала: «Нравятся».
Далее были «запоины» – в доме невесты ее «запивали» к роду жениха. Девушка дает родителям жениха бутылки с зерном. Как говорили деревенские женщины, это символ того, что невеста им вручает свою жизнь и судьбу.
А после запоин пекли каравай. Ему придавали особенное значение. Выпекали его, как правило, крестная мать невесты и жениха. Кстати, если при изготовлении ритуального хлеба он увеличивался в размерах при выпекании и достать его было сложно, то древние белорусы ломали печь. Только бы не нарушать целостность свадебного каравая. На полесском столе он был в двух экземплярах. Каравай для невесты имел форму солнца. А каравай, предназначенный для жениха, был в виде месяца. Украшения – шишки –готовили заранее. На каравае их было пять. Еще караваи украшали искусственными цветами и баранками. Обматывали изделие свадебными рушниками. Без выпечки и каравая торжество было невозможно.
А тем временем, невеста готовила своё приданое. Так называемый куфар. Основное место в нем отводили рушникам. Их должно было быть в сундуке не менее 24. Ткать девушек на Полесье учили с детства. К слову, узоры на свадебных сорочках девушек полесской глубинки отличались узорами и орнаментом. Обязательный атрибут – сорочка. Кстати, такое название вещь носит не случайно. Дело в том, что для изготовления рубашки девушка должна была переделать именно сорок работ: обработка и посев льна, к примеру. Конечный этап – вышивка узоров и утюжка готового изделия.
К слову, от запоин до самой свадьбы девушка могла носить в качестве прически только заплетенную косу. Это означало ее прощание с девичьей жизнью. В сам день торжества полесскую невесту и жениха обсыпали зерном. По легенде, оно выгоняло злых духов от новобрачных. Своей будущей свекрови невеста дарила рушник. Молодые в ответ получали также символический подарок.
Заканчивалась череда всех праздничных мероприятий приглашением гостей. Это называется «Пироги». Тогда принято делить каравай и петь песни. Также участников торжества угощали пирогами, обвитыми плетенкой. Их называли «верч». И это было последним ритуалом веселой полесской свадьбы.