Да не оскуднеет рука дающего…
{jcomments on}Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5,7). Все мы знаем, как и народное присловье о неоскудении дающей руки, так и заповедь Христа Спасителя о спасении тех, кто творит милостыню. Кому нужнее наша милостыня? «Отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15, 11).
Так заповедует Господь не только о тех нищих, которые ходят и просят по домам и церквям: есть много нищих и убогих, которые стыдятся протянуть руку за помощью и считают за лучшее молча терпеть всякую нужду и нищету, чем быть попрошайками. Таковых особенно ищи милостивым сердцем своим и помогай им. О делах милости Святой Иоанн Златоуст сказал так: “Различен милования образ и широка заповедь сия”.
Есть круглые сироты, которые, как осиротелые птенцы, взывают о помощи: кто их накормит, кто приютит, кто попечется о них, кто их от обиды защитит? Не денег они просят, не имения, и даже не хлеб насущный им нужен. Им нужны внимание, ласка и любовь. И, тем более они заслуживают милость, чем меньше понимают, по малолетству своему, великую нужду свою. Кто же поможет им? Ты, Господи милостивый! Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник (Пс. 9, 35). Ты и птенцов, Тебя призывающих, питаешь. Но через кого Господь Бог окажет им помощь? Чрез того, кто носит в себе образ Божий, то есть милость в своем сердце, чье сердце расположит Господь на это великое служение, кто посещает дома таких сирот, ибо истинная нужда часто на улицу не показывается. Помилуй сирот, будь им вместо отца!.. Кто-то может сказать, что о них заботится государство. Мне бы своих детей прокормить. По-человечески, трудно нас осудить, если так думаем. Но милостивое сердце не делит людей на своих и чужих. Для такового все – свои. И те, кто больше в чем нуждаются, - дороже. Логически милостыня не раскладывается по полочкам. Это всегда движение сердца, боль души, ее сострадание. Раздавание милостыни (подаяния) представляет собой важнейшую обязанность в жизни истинного христианина, так как облагораживает его сердце и является разновидностью доброго поступка.
“Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век” (2Кор.9:7-9).
Наряду с этим, милостыня является исполнением заповеди Божией о любви к ближнему своему, в отношении которого Господь Бог истинному христианину предписывает проявлять внимание и заботу. “Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в нем любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною” (1Иоан.3:17-18).
Итак, милостыня – это любовь. Апостол Павел пишет: «Любовь… милосердствует, не ищет своего…» (1Кор. 13, 4-5). Милостыня без любви - напрасна. «Если я раздам все имение мое, а любви не имею, я – ничто» (1Кор. 13,3). А еще настоящая милостыня не помнит что и кому раздает. Это тоже о руке щедрой, но еще и не гордой, не тщеславной, не ожидающей, что ей воздастся и в этом веке и в вечности, не ждущей от Бога той «сторицы», которую Он обещает милостивым. Таковые милостивые руководствуются принципом, что раздают не свое, а Божии дары. Ведь, в конечном счете, все, что имеем, - дар Божий. Поэтому, благотворя, мы ничего удивительного не делаем. Мы лишь раздаем то, что так щедро даровал нам всех благ Податель – Бог! И таковых милостивых Господь никогда не оставляет, не оскудевает их имущество, а духовно они собирают то сокровище, которое пребудет с ними в вечности.
Жизнь наша не такая уж и долгая. Как мы ее ни проживем — в нищете ли, в богатстве — все равно через какое-то время она закончится. И единственный ее результат для всех будет лишь в одном: научились ли мы любить другого человека? И, если нет, то, как скажем на Суде о своей любви к Богу.
Ведь Он поставит по правую от Себя сторону тех, кто накормил, одел, напоил, посетил, помог (Мф. 25,31-46); кто сеял щедро (2 Кор.9,6); для кого заповедь о милостыне стала жизнью, а не красивым словом и афоризмом. Вот тогда-то уж точно, какой мерой мы мерили, такой и нам отмерится (Мф.7,2).
Иерей Сергий Рябой, клирик собора святой великомученицы Варвары