Вход Господень в Иерусалим или Вербное Воскресенье
И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. Евангелие от Матфея, 21, 10-11
Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье за неделю до Пасхи.
Вербное воскресенье, в отличие от других двунадесятых праздников, не имеет предпразднства и попразднства. То есть отличается от других, подобных по величию праздников, тем, что ограничивается только одним днем: праздник окружен днями строгого поста. С одной стороны - это дни святой Четыредесятницы, с другой - Страстной седмицы. Лазарева суббота и Вербное Воскресенье служит переходом от периода подготовки к самой Страстной Седмице.
Вход Господень в Иерусалим - одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, которое описывают все четыре евангелиста и который считается символом будущего воцарения Бога. В этот день Христос верхом на молодой ослице въехал в Иерусалим, и весь город вышел Ему навстречу. Как сказано в Евангелии, люди снимали с себя верхние одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус. Они устилали Его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами "Осанна! (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!", как обычно обращались только к царю. Причиной ликования было чудо, которое совершил накануне Иисус, воскресив Лазаря и доказав тем самым свое право называться Сыном Божиим.
Богослужение Вербного Воскресенья начинается в субботу вечером. Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажжённые свечи. Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (то есть пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.Принесенные в этот день из церкви веточки вербы ставили в переднем углу за икону и хранили весь год до следующего Вербного воскресенья.
В самый день праздника совершается Литургия св. Иоанна Златоуста. Богослужебные тексты связаны по смыслу с событиями воскрешения Лазаря и торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Богослужение Входа Господня в Иерусалим совершается в зеленых священнических облачениях (зеленый цвет - один из символов возрождения жизни; он же связан и с воспоминанием о живой зелени пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа жители Иерусалима). В этот день верующим, соблюдавшим 40-дневный пост, разрешается есть рыбу и пить вино. За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или Великая седмица, последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. В воскресенье вечером во время богослужения вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа.